Матвиенко Юрий Алексеевич - директор ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-03-47.
Тавлева Елена Федоровна - ведущий инженер отдела аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров,e-mail:elena.tavleva@mail.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-03-47.
Гузалов Сергей Георгиевич - кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий отделом аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-03-47.
Аннотация: в статье анализируются результаты эксплуатационных испытаний масла моторного всесезонного универсального Турбо Универсал SAE 15W-40.
Ключевые слова: эксплуатационные испытания, моторное масло, физико-химические показатели, вязкость, щелочное число, механические примеси, кислотное число, периодичность замены масла, двигатель, расход топлива, угар масла, предельно- допустимые нормы.
Технология получения качественных смазочных материалов требует не только их воспроизводство, но и тестирование в соответствии с требуемым уровнем рабочих характеристик.
Эксплуатационными испытаниями определяются возможные изменения вязкостных характеристик, параметров, свидетельствующих о старении масла, показателей срабатывания пакета присадок, и, что немало важно, процессы, которые происходят в двигателях. Лабораторными исследованиями определяют вязкость, щелочное число, кислотное число, массовую долю нерастворимых осадков, механические примеси, массовую долю железа, диспергирующие- стабилизирующие свойства:
- величина и скорость роста вязкости масла по мере увеличения работы дают представление о стойкости к окислению. Снижение вязкости загущенных всесезонных масел характеризует стойкость к механической и термической деструкции, введенной в масло загущающей присадки;
- снижение щелочного числа позволяет оценить срабатываемость моющих присадок - основных носителей щелочности;
- величина и скорость роста кислотного числа дают представление об окислении масла и росте его коррозионной активности в отношении цветных металлов и их сплавов;
- изменение диспергирующе - стабилизирующих свойств позволяет оценить степень дисперсности и загрязнение масла нерастворимыми продуктами.
ФГБУ «Владимирская МИС» провела эксплуатационные испытания опытно-промышленной партии всесезонного универсального моторного масла Турбо Универсал SAE 15W-40 по СТО 84035624-014-2009 (Турбо Универсал).
Следует отметить, что в настоящее время полное название опытного масла «GazpromneftТурбо Универсал SAE 15W-40».Масло выработано на основе базового с добавлением импортного пакета присадок, которое по своим характеристикам предусматривается для работы, как в безнаддувных, так и в турбонаддувных дизелях, требующих особо эффективной защиты от износа и отложений, и при использовании топлив различного качества, включая и высокосернистые.
Испытание опытного масла проводились в сравнении с товарным образцом М-10-Д (м) согласно требованиям национальных и международных стандартов.
Согласно технической документации масло моторное Турбо Универсал по физико-химическим показателям соответствовало требованиям СТО 84035624-014-2009, что и было подтверждено в лаборатории испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС».
Перед проведением эксплуатационных испытаний в лабораторных условиях определялась совместимость опытного моторного масла с другими маслами аналогичного назначения, влияние на резиновые уплотнительные изделия двигателя, а так же стабильность присадок в свежем и обводненном масле при длительном хранении.
Для эксплуатационных испытаний были выбраны двигатели с турбонаддувом Д-260.1 Turbo (трактор «Беларус-1523») и ЯМЗ-238НД5 (трактор К-744Р).Плановая периодичность замены масла определялась «Инструкцией по эксплуатации» двигателей, которая составила 250м-ч. Смена масла выполнялась после установки новых фильтрующих элементов и обслуживания роторно-масляной центрифуги (РМЦ). При испытаниях применялось стандартное дизельное топливо марки Л-0,2-62 с содержанием серы не более 0,2%.Ежесменное обслуживание (ЕТО) и ТО-2 выполнялось в хозяйствах по месту нахождения тракторов, собственностью которых они являлись.
Тракторы К-744Р и «Беларус-1523» в период испытаний масла, использовались на основных сельскохозяйственных работах (вспашка, сплошная культивация, транспортные работы и т. д.), проводимых в хозяйствах. В процессе испытаний фиксировался расход топлива и масла по каждому двигателю, результаты которого отражены в таблице 1.
Расход топлива и масел за период испытаний
Таблица 1
Показатель |
Марка трактора, заводской номер трактора |
|||
К-744Р №60302642 Турбо Универсал SAE 15W-40 |
К-744Р №60302642 Турбо Универсал SAE 15W-40 |
«Беларус-1523» №15001410 Турбо Универсал SAE 15W-40 |
«Беларус-1523» №15002203 М-10-Д(м) |
|
Паспортная мощность двигателя, л.с. |
300 |
300 |
155 |
155 |
Наработка, м-ч |
250 |
386 |
250 |
250 |
Общий расход топлива, кг |
7825 |
13163 |
4850 |
4650 |
Средний часовой расход топлива, кг/ м-ч |
31,3 |
34,1 |
16,9 |
18,6 |
Средний процент загрузки двигателя, % |
47 |
55 |
62 |
72 |
Расход масла в % к расходу топлива: - на замену - на угар |
0,54 0,35 0,19 |
0,44 0,22 0,22 |
0,50 0,37 0,13 |
0,55 0,39 0,17 |
В процессе эксплуатационных испытаний в объеме 250 м.-ч. установлено, что:
- для трактора К-744 Р общий расход топлива составил 7825 кг, средний часовой расход топлива получен 31,3 кг/м-ч. Расход масла на угар за период работы составил 14,5 кг, что соответствует 0,19 % к общему расходу топлива;
- для трактора «Беларус-1523», работавшего на испытываемом масле Турбо Универсал расход топлива, при загрузке двигателя 62 % получены-4850 кг, а удельный расход -16,9 кг/м.-ч. Расход масла на угар 6,5 кг, что не превышает 0,13% к общему расходу топлива;
- для трактора «Беларус-1523», работавшего на сравниваемом масле М-10-Д(м), получены результаты одного порядка с вышеуказанным, но исходя из загрузки двигателя (72 %), расход масла на угар получен несколько выше (0,17%).
Полученные результаты по угару масла от расхода топлива не превышают нормативные значения, используемые в России (0,3-0,5%), что говорит о технически исправном состоянии испытываемых двигателей.
Оценка работоспособности масла проводилась путем сопоставления показателей отработанного смазочного материала с предельными нормами СТО АИСТ 2.25-2010. Их результаты представлены таблицей 2.
Оценочные показатели моторного масла Турбо Универсал SAE 15W-40 и М-10-Д(м)
Таблица 2.
Наименование показателей |
Предельно-допустимые нормы по СТО АИСТ 2.25-2007 |
Марка трактора, заводской номер трактора |
|||||||
К-744Р №60302642 Турбо Универсал SAE 15W-40 |
К-744Р №60302642 Турбо Универсал SAE 15W-40 |
«Беларус-1523» №15001410 Турбо Универсал |
«Беларус-1523» №15002203 М-10-Д (м) |
||||||
отработано моточасов |
|||||||||
0,33 |
250 |
0,33 |
386 |
0,33 |
250 |
0,33 |
250 |
||
1.Кинематическая вязкость при 100 0С: - увеличение, % - снижение, % |
не более 30 не более 20 |
13,15 |
11,99 |
14,05 |
12,20 |
14,30 |
11,52 |
11,47 |
11,34 |
2. Массовая доля нерастворимых осадков, % |
не более, чем в 10 раз |
0,13 |
0,22 |
0,14 |
0,27 |
0,16 |
0,31 |
0,14 |
0,33 |
3. Массовая доля железа: - увеличение массовой доли железа, раз |
не более, чем в 10 раз |
1,10 |
2,70 |
0,90 |
3,62 |
0,78 |
2,62 |
0,68 |
1,84 |
4. Диспергирующие стабилизирующие свойства при 2000С |
не более 5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
5. Массовая доля воды, % |
не более 0,03 |
отсут. |
отсут. |
отсут. |
отсут. |
отсут. |
отсут. |
отсут. |
отсут. |
6. Температура вспышки в открытом тигле, 0С |
не ниже 190 |
220 |
214 |
219 |
216 |
215 |
205 |
218 |
208 |
7. Щелочное число для масел группы «Д», мг КОН/г |
не менее 4,0 |
8,90 |
5,70 |
8,60 |
4,32 |
8,50 |
6,30 |
9,65 |
6,60 |
8.Коксуемость, % |
не более 50 |
1,21 |
1,68 |
1,29 |
1,98 |
1,13 |
1,87 |
1,60 |
2,08 |
9.Общая зольность, % |
не нормируется |
0,89 |
1,09 |
0,96 |
1,14 |
0,90 |
0,93 |
1,20 |
1,25 |
Лабораторные испытания масла двигателя марки ЯМЗ-238НД5 показали, что при наработке 250м.-ч. оценочные показатели не превышали предельно допустимых норм по СТО АИСТ 2.25-2010 и имели ресурсный запас работы, поэтому для определения предельного состояния работы масла испытания были продолжены. В процессе эксплуатационных испытаний проводился постоянный контроль состояния масла, которое к 386м.-ч. достигло критического состояния по щелочному числу 4,32 мг КОН на 100 г масла (не менее 4,0 мг КОН на 100 г масла – по СТО АИСТ 2.25-2010) и увеличению коксуемости на 53 % до критических оценочных показателей масел группы «Д».
Это подтверждается испытаниями масла на двигателях Д 260.1 Тurbo. Оценочные показатели опытного масла не превышали предельно допустимых норм по СТО АИСТ 2.25-2010 и соответствовали параметрам аналога группы «Д».
По окончательным результатам эксплуатационных испытаний опытного масла Турбо Универсал было установлено, что:
- по всем физико-химическим показателям масло соответствует заявленным нормативным требованиям СТО 84035624-014-2009, нормам квалификационной оценки автотракторных масел и заявленной категории качества;
- масло имеет удовлетворительную гидролитическую стабильность;
- совместимо с маслами марок М-10-Д(м) и ShellRimulaSAE 15W-40 и не оказывает отрицательного воздействия на РТИ;
- испытываемое масло обеспечивает работу форсированных двигателей до плановой смены (250 м.-ч.) с физико – химическими показателями, соответствующими предельным допустимым нормам СТО АИСТ 2.25-2010;
- оценочными показателями опытное масло относится к маслам группы «Д».
Таким образом, масло моторное всесезонное универсальное Турбо Универсал SAE 15W-40 возможно использовать в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него.