joomla

Консультационные и
методические услуги

Информационно-
аналитическое обеспечение

Горячая линия

mod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcounter
767
1497
2264
26616
751330

 

УДК  621.89.017

 

 

Испытания  моторного масла М-10-Д(м)

 

 

Ефремов Сергей Борисович – главный инженер ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-02-32.

Гузалов Сергей Георгиевич -  кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий отделом аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-02-55.

 

Аннотация: в статье анализируются результатыэксплуатационных испытаний масла моторного М-10-Д(м).

Ключевые слова:  эксплуатационные испытания, моторное масло, физико-химические показатели, вязкость, щелочное число, механические примеси, кислотное число, периодичность замены масла,  двигатель, расход топлива, угар масла, предельно- допустимые нормы, резинотехнические изделия.

Технология получения качественных смазочных материалов требует не только их воспроизводство, но и тестирование в соответствии с требуемым уровнем рабочих характеристик в лабораторных и эксплуатационных условиях.

Лабораторными исследованиями  определяют вязкость, щелочное число, кислотное число, массовую долю нерастворимых осадков, механические примеси, массовую долю железа, диспергирующие - стабилизирующие свойства:

- величина и скорость роста вязкости масла по мере увеличения работы дают представление о стойкости к окислению. Снижение вязкости загущенных всесезонных масел характеризует стойкость к механической и термической деструкции, введенной в масло загущающей присадки;

- снижение щелочного числа позволяет оценить срабатываемость моющих присадок - основных носителей щелочности;

- величина и скорость роста кислотного числа дают представление об окислении масла и росте его коррозионной активности в отношении цветных металлов и их сплавов;

- изменение диспергирующе - стабилизирующих свойств позволяет оценить степень дисперсности и загрязнение масла нерастворимыми продуктами.

Эксплуатационными испытаниями определяются возможные изменения вязкостных характеристик, параметров, свидетельствующих о старении масла, показателей срабатывания пакета присадок, и, что немало важно, процессы, которые происходят в двигателях.

ФГБУ «Владимирская МИС» провела эксплуатационные испытания опытно-промышленной партии моторного масла М-10-Д(м), изготовленного ОАО «НК «Роснефть»-МЗ«Нефтепродукт», которое по своим характеристикам предусматривается для работы в дизелях с турбонаддувом, требующих особо эффективной защиты от износа и отложений.

Согласно технической документации первоначальное состояние масла моторное М-10-Д(м) по физико-химическим показателям должно соответствовать требованиям паспорта и ГОСТ 8581-78, что подтверждается результатами анализов, полученными лабораторией испытаний нефтепродуктов (таблица 1).

  В лабораторных условиях также определялась совместимость опытного моторного масла с другими маслами аналогичного назначения (М-10-Г2 к и SellRimulaSAE 15 W-40), влияние на резиновые уплотнительные изделия двигателя, а так же стабильность присадок в свежем и обводненном масле при длительном хранении. После получения положительных результатов продолжили проведение ресурсных (эксплуатационных) испытаний.

Эксплуатационные испытания масла моторного М-10-Д (м) проводили на двух тракторах – «Беларус-1523» марка двигателя Д-260.1 Turboи «Беларус-1221»марка двигателя Д-260.2 Turbo в хозяйстве СПК «Бабаево», Собинского района Владимирской области. Плановая периодичность замены масла определялась «Инструкцией по эксплуатации» двигателей, которая  составила 250м-ч, поэтому за период испытаний двигатели обоих тракторов отработали один цикл – 250м.-ч. Смена масла выполнялась после установки новых фильтрующих элементов и обслуживания роторно-масляной центрифуги (РМЦ).  Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) и ТО-2 выполнялось в хозяйствах по месту нахождения тракторов.   Тракторы «Беларус-1221» и «Беларус 1523»в период испытания масла, использовались на основных сельскохозяйственных работах ( вспашке, транспортировке зеленой массы, посеве зерновых и кукурузы, разбрасывании минеральных удобрений) проводимых в хозяйстве. В качестве топлива применялось дизельное топливо Л-0,2-62 по ГОСТ 305-82 с содержанием серы не более 0,2%.

Учет расхода топлива производился ежесменно по каждому двигателю в объемных единицах, с последующим пересчетом в весовые, с учетом плотности топлива при данной температуре. Расход моторного масла определялся в весовых единицах путем взвешивания емкостей с маслом до и после заправки.

В процессе эксплуатационных испытаний в объеме 250м.-ч. установлено, что на обоих двигателях относительный расход масла на угар составляет 0,30 %, что не превышает норматив ГОСТ 20000-88 (не более 0,4%). Общий расход масла в двигателях в процентах к расходу топлива не превышает требований технических условий на изготовление двигателей (не более 1,3%).

Оценка работоспособности масла проводилась путем сопоставления   показателей работающего смазочного материала в пределах допустимых норм документа системы испытаний России СТО АИСТ 2.25-2010 «Оценка эксплуатационных свойств горючих и смазочных материалов» для масел, работающих в двигателе. Результаты  представлены таблицей 3.

При наработке 250м.-ч. установлено, что изменения показателей находятся в приделах  допустимых норм СТО АИСТ 2.25-2010, что говорит о пригодности масла для дальнейшей эксплуатации.

Получив положительные результаты за период 250м-ч с нереализованным запасом физико-химических показателей масла, для оценки дальнейшей его работоспособности были продолжены испытания до следующего срока замены (500м.-ч.). Испытания проводились на двигателе Д-260.2 Turboтрактора «Беларус-1221» №12002736.

При наработке 500м.-ч расход масла на угар получен несколько выше предыдущего и составил 0,32% к общему расходу топлива, что по-прежнему соответствует нормативу. Однако отмеченно ухудшение остальных оценочных показателей, характеризующих физико-химические свойства масла. Изменение данных показателей, за исключением щелочного числа, не превышало предельно допустимых норм по СТО АИСТ 2.25-2010. За 500м.-ч.  щелочное число снизилось   до  3,8 мг КОН/г масла, по СТО АИСТ 2.25-2010 снижение для масел группы «Д»- не менее 4 мг КОН/г масла.

По окончательным результатам эксплуатационных  испытаний опытного масла М-10-Д(м) было установлено, что:

- физико-химические показатели масла соответствует заявленным нормативным требованиям  ГОСТ 8581-78;

     - масло имеет удовлетворительную гидролитическую стабильность;

     - совместимо с маслами марок М-10-Г2(к) и ShellRimulaSAE 15W-40 и не оказывает отрицательного воздействия на РТИ;

 - испытываемое масло гарантированно обеспечивает работу дизельных турбированных двигателей с обоснованным сроком смены масла 250м.-ч. с физико – химическими показателями, не превышающими нормативных значений  СТО АИСТ 2.25-2010;

 - использование этого масла без замены два срока (500м.-ч.) при средней загрузке двигателя более 50%  не возможно по причине снижения щелочного числа ниже критического уровня. Следует отметить, что предельное состояние используемого масла наступает при   наработке 475м.-ч.

 

Физико – химические показатели  масла моторного   М-10-Д (м)

 

Таблица 1

 

Наименование показателя

Метод испытания

Норматив по ГОСТ 8581

Данные паспорта

№25

Результаты анализа

Вязкость кинематическая при

1000С, мм2/с, не менее

ГОСТ 33-2000

11,4

11,84

11,9

Индекс вязкости, не менее

ГОСТ 25371-97

90

95

96

Массовая доля механических примесей, %, не более

ГОСТ-6370-83

0,025

0,0037

0,008

Массовая доля воды, %, не более

 

ГОСТ 2477-65

следы

следы

отсутствие

Температура вспышки в открытом тигле, 0С, не ниже

ГОСТ 4333-87

220

238

220

Температура застывания, 0С, не выше

 

ГОСТ 20287-91

-18

ниже минус 18

-18

Щелочное число, мг КОН/г масла, не менее

ГОСТ 11362-96

8,2

10,3

10,9

Массовая доля сульфатной золы, %, не более

ГОСТ 12417-94

1,5

1,44

1,45

Цвет на колориметре ЦНТ с разбавлением 15:85, единицы ЦНТ, не более

ГОСТ 20284-74

3,5

2,5

2,5

Плотность при 200С, г/см3 не менее

ГОСТ 3900-85

0,905

0,8994

0,899

 

Расход топлива и масел за период испытаний

Таблица 2

 

Показатель

 

 

 

 

марка трактора, заводской номер трактора

«Беларус -1523»,

№15002203,

М-10-Д (м)

«Беларус -1221»,

№12002736,

М-10-Д (м)

«Беларус -1221»,

№12002736,

М-10-Д (м)

аработка,  м.-ч.

250

250

500

Общий расход топлива, кг

4700

4150

8150

Средний часовой расход топлива, кг/ч

18,8

16,6

16,3

Средний процент загрузки двигателя, %

60

50

50

Расход масла в двигателе, кг;

- на замену

- на угар

- на аварийные доливы

- общий

 

 

18

14,48

 

0

32,48

 

 

18

12,78

 

0

30,78

 

 

18

26,32

 

0

44,32

Расход масла , %,к расходу топлива,

- на замену

- на угар

- общий

 

 

0,38

0,30

0,68

 

 

0,43

0,30

0,73

 

 

0,22

0,32

0,54

         

 

Оценочные показатели моторного масла  М-10-Д (м)

Таблица 3

 

  Наименование показателей

Норма по

СТО АИСТ 2.25-2010

Марка трактора, заводской номер трактора

«Беларус -1221»,

№12002736,

М-10-Д (м)

 

«Беларус -1523»,

№15002203,

М-10-Д (м)

«Беларус -1221»,

№12002736,

М-10-Д (м)

 

отработано моточасов

0,33*

250

0,33*

250

0,33*

500

1.Кинематическая вязкость при 100 0С:

- увеличение, %

- снижение, %

 

 

не более 30

не более 20

 

 

11,47

 

 

11,42

 

 

11,47

 

 

11,34

 

 

11,47

 

 

11,34

2. Массовая доля железа:

- увеличение массовой доли железа, раз

 

 

не более

8х10-3%

 

 

1,19

 

 

2,2

 

 

0,68

 

 

1,84

 

 

1,13

 

 

1,2

3.Диспергирующе- стабилизирующие свойства при 2000С

 

не более 5

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

3

4. Массовая доля воды, %

не более 0,03

отсут.

отсут.

отсут.

отсут.

отсут.

отсут.

5. Температура вспышки в открытом тигле, 0С

не ниже 190

220

 

210

 

218

 

208

 

210

 

200

6. Щелочное число для масел группы «Д», мг КОН/г

не менее 4,0

 

10,5

 

6,1

 

9,65

 

6,6

 

9,6

 

3,8

7.Коксуемость, %

не более 50

1,67

1,96

1,6

2,08

1,63

2,2

                 

 

*Значение показателей определено при наработке 0,33 часа согласно методики испытаний.

 

 

Список литературы

 

1. Отчет № 03-117-09 . Приемочные испытания масла моторного  М-10-Д(м) в эксплуатационных условиях. ФГБУ «Вадимирская МИС».

2.  А.М. Обельницкий, Е.А. Егорушкин, Ю.Н. Чернявский. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. Москва, ИПО «Полигран», 1996, 269 с.