joomla

Матвиенко Юрий Алексеевич - директор ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-03-47.

 

Тавлева Елена Федоровна -  ведущий инженер отдела аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров,e-mail:elena.tavleva@mail.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-03-47.

Гузалов Сергей Георгиевич -  кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий отделом аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-03-47.

Аннотация: в статье анализируются результаты эксплуатационных испытаний масла моторного всесезонного универсального Турбо Универсал SAE 15W-40.

Ключевые слова:  эксплуатационные испытания, моторное масло, физико-химические показатели, вязкость, щелочное число, механические примеси, кислотное число, периодичность замены масла,  двигатель, расход топлива, угар масла, предельно- допустимые нормы.

Технология получения качественных смазочных материалов требует не только их воспроизводство, но и тестирование в соответствии с требуемым уровнем рабочих характеристик.

Эксплуатационными испытаниями определяются возможные изменения вязкостных характеристик, параметров, свидетельствующих о старении масла, показателей срабатывания пакета присадок, и, что немало важно, процессы, которые происходят в двигателях. Лабораторными исследованиями  определяют вязкость, щелочное число, кислотное число, массовую долю нерастворимых осадков, механические примеси, массовую долю железа, диспергирующие- стабилизирующие свойства:

- величина и скорость роста вязкости масла по мере увеличения работы дают представление о стойкости к окислению. Снижение вязкости загущенных всесезонных масел характеризует стойкость к механической и термической деструкции, введенной в масло загущающей присадки;

- снижение щелочного числа позволяет оценить срабатываемость моющих присадок - основных носителей щелочности;

- величина и скорость роста кислотного числа дают представление об окислении масла и росте его коррозионной активности в отношении цветных металлов и их сплавов;

- изменение диспергирующе - стабилизирующих свойств позволяет оценить степень дисперсности и загрязнение масла нерастворимыми продуктами.

ФГБУ «Владимирская МИС» провела эксплуатационные испытания опытно-промышленной партии всесезонного универсального моторного масла Турбо Универсал SAE 15W-40 по СТО 84035624-014-2009 (Турбо Универсал).

Следует отметить, что в настоящее время полное название опытного масла «GazpromneftТурбо Универсал SAE 15W-40».Масло выработано на основе базового с добавлением импортного пакета присадок,  которое по своим характеристикам предусматривается для работы, как в безнаддувных, так и в турбонаддувных дизелях, требующих особо эффективной защиты от износа и отложений, и при использовании топлив различного качества, включая и высокосернистые.

Испытание опытного масла проводились в сравнении с товарным образцом  М-10-Д (м) согласно требованиям национальных и международных стандартов.

Согласно технической документации масло моторное Турбо Универсал по физико-химическим показателям соответствовало требованиям СТО 84035624-014-2009, что и было подтверждено в лаборатории испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС».

Перед проведением эксплуатационных испытаний в лабораторных условиях определялась совместимость опытного моторного масла с другими маслами аналогичного назначения, влияние на резиновые уплотнительные изделия двигателя, а так же стабильность присадок в свежем и обводненном масле при длительном хранении.

Для эксплуатационных испытаний были выбраны двигатели с турбонаддувом Д-260.1 Turbo (трактор «Беларус-1523») и  ЯМЗ-238НД5 (трактор  К-744Р).Плановая периодичность замены масла определялась «Инструкцией по эксплуатации» двигателей, которая  составила 250м-ч. Смена масла выполнялась после установки новых фильтрующих элементов и обслуживания роторно-масляной центрифуги (РМЦ).  При испытаниях применялось стандартное дизельное топливо марки Л-0,2-62 с содержанием серы не более 0,2%.Ежесменное обслуживание (ЕТО) и ТО-2 выполнялось в хозяйствах по месту нахождения тракторов,   собственностью которых они являлись.

Тракторы  К-744Р и «Беларус-1523» в период испытаний масла, использовались на основных сельскохозяйственных работах (вспашка, сплошная культивация, транспортные работы и т. д.), проводимых в хозяйствах. В процессе испытаний фиксировался расход топлива и масла по каждому двигателю,  результаты которого отражены в таблице 1.

 

Расход топлива и масел за период испытаний

Таблица 1

Показатель

Марка трактора, заводской номер трактора

К-744Р

№60302642

Турбо Универсал

SAE 15W-40

К-744Р

№60302642

Турбо Универсал

SAE 15W-40

«Беларус-1523»

№15001410

Турбо Универсал

SAE 15W-40

«Беларус-1523»

№15002203

М-10-Д(м)

Паспортная мощность двигателя, л.с.

300

300

155

155

Наработка, м-ч

250

386

250

250

Общий расход топлива, кг

7825

13163

4850

4650

Средний часовой расход топлива, кг/ м-ч

31,3

34,1

16,9

18,6

Средний процент загрузки двигателя, %

47

55

62

72

Расход масла в % к расходу топлива:

- на замену

- на угар

 

0,54

0,35

0,19

 

0,44

0,22

0,22

 

0,50

0,37

0,13

 

0,55

0,39

0,17

В процессе эксплуатационных испытаний в объеме 250 м.-ч. установлено, что:

- для трактора К-744 Р общий расход топлива составил 7825 кг,  средний часовой расход топлива получен 31,3 кг/м-ч. Расход масла на угар за период работы составил 14,5 кг, что соответствует 0,19 % к общему расходу топлива;

- для трактора «Беларус-1523», работавшего на испытываемом масле Турбо Универсал расход топлива, при загрузке двигателя 62 % получены-4850 кг, а удельный расход -16,9 кг/м.-ч. Расход масла на угар 6,5 кг, что не превышает 0,13% к общему расходу топлива;

- для трактора «Беларус-1523», работавшего на сравниваемом масле М-10-Д(м), получены результаты одного порядка с вышеуказанным, но исходя из  загрузки двигателя (72 %), расход масла на угар получен несколько выше (0,17%).

Полученные результаты по угару масла от расхода топлива не превышают нормативные значения, используемые в России (0,3-0,5%), что говорит о технически исправном состоянии испытываемых двигателей.

Оценка работоспособности масла проводилась путем сопоставления   показателей отработанного смазочного материала с предельными нормами СТО АИСТ 2.25-2010. Их результаты  представлены таблицей 2.

Оценочные показатели моторного масла Турбо Универсал SAE 15W-40 и М-10-Д(м)

Таблица 2.

Наименование показателей

Предельно-допустимые нормы по

СТО АИСТ 2.25-2007

Марка трактора, заводской номер трактора

К-744Р

№60302642

Турбо Универсал

SAE 15W-40

К-744Р

№60302642

Турбо Универсал

SAE 15W-40

«Беларус-1523»

№15001410

Турбо Универсал

«Беларус-1523»

№15002203

М-10-Д (м)

отработано моточасов

0,33

250

0,33

386

0,33

250

0,33

250

1.Кинематическая вязкость при 100 0С:

- увеличение, %

- снижение, %

 

 

не более 30

не более 20

 

 

 

13,15

 

 

 

11,99

 

 

 

14,05

 

 

 

12,20

 

 

 

14,30

 

 

 

11,52

 

 

 

11,47

 

 

 

11,34

2. Массовая доля нерастворимых осадков, %

не более, чем в 10 раз

 

0,13

 

0,22

 

0,14

 

0,27

 

0,16

 

0,31

 

0,14

 

0,33

3. Массовая доля железа:

- увеличение массовой доли железа, раз

 

не более, чем в 10 раз

 

 

1,10

 

 

2,70

 

 

0,90

 

 

3,62

 

 

0,78

 

 

2,62

 

 

0,68

 

 

1,84

4. Диспергирующие стабилизирующие свойства при 2000С

 

 

не более 5

 

 

1

 

 

2

 

 

2

 

 

3

 

 

1

 

 

3

 

 

1

 

 

2

5. Массовая доля воды, %

не более 0,03

 

отсут.

 

отсут.

 

отсут.

 

отсут.

 

отсут.

 

отсут.

 

отсут.

 

отсут.

6. Температура вспышки в открытом тигле, 0С

 

 

не ниже 190

 

 

220

 

 

214

 

 

219

 

 

216

 

 

215

 

 

205

 

 

218

 

 

208

7. Щелочное число для масел группы «Д», мг КОН/г

 

 

не менее 4,0

 

 

8,90

 

 

5,70

 

 

8,60

 

 

4,32

 

 

8,50

 

 

6,30

 

 

9,65

 

 

6,60

8.Коксуемость, %

не более 50

1,21

1,68

1,29

1,98

1,13

1,87

1,60

2,08

9.Общая  зольность, %

не нормируется

0,89

1,09

0,96

1,14

0,90

0,93

1,20

1,25

Лабораторные испытания масла двигателя марки ЯМЗ-238НД5 показали, что при наработке 250м.-ч. оценочные показатели не превышали предельно допустимых норм по СТО АИСТ 2.25-2010 и имели ресурсный запас работы,  поэтому для определения предельного состояния работы масла испытания  были продолжены.  В процессе эксплуатационных испытаний проводился постоянный контроль состояния масла, которое к 386м.-ч. достигло критического состояния по щелочному числу 4,32 мг КОН на 100 г масла (не менее 4,0 мг КОН на 100 г масла – по СТО АИСТ 2.25-2010) и   увеличению коксуемости на 53 % до критических оценочных показателей масел группы  «Д».

 Это подтверждается испытаниями масла на  двигателях Д 260.1 Тurbo.  Оценочные показатели опытного масла  не превышали предельно допустимых норм по СТО АИСТ 2.25-2010 и соответствовали параметрам аналога группы «Д».

По окончательным результатам   эксплуатационных  испытаний опытного масла Турбо Универсал было установлено, что:

- по всем физико-химическим показателям масло соответствует заявленным нормативным требованиям  СТО 84035624-014-2009, нормам квалификационной оценки автотракторных масел и заявленной категории качества;

     - масло имеет удовлетворительную гидролитическую стабильность;

     - совместимо с маслами марок М-10-Д(м) и ShellRimulaSAE 15W-40 и не оказывает отрицательного воздействия на РТИ;

 - испытываемое масло обеспечивает работу  форсированных двигателей до плановой смены (250 м.-ч.) с физико – химическими показателями, соответствующими предельным допустимым нормам СТО АИСТ 2.25-2010;

- оценочными показателями опытное масло относится к маслам группы «Д».

Таким образом,  масло моторное всесезонное универсальное Турбо Универсал SAE 15W-40 возможно использовать в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него.