joomla

Консультационные и
методические услуги

Архивные материалы

mod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcounter
771
808
2632
10347
2967871

 

Адресат:

05.12.2013г. - В.А. Рогов, директор ООО "Куриловское СХУ МЭС";

601233 Владимирская область, Собинский район, д. Курилово; тел.: (49242) 3-61-41

 Ответ:

Надежность, долговечность и эффективность работы автотракторной техники (тракторов, комбайнов, самоходных сельхозмашин и автомобилей) в большей степени зависят от качества применяемых топлив и смазочных материалов (ГСМ) и в особенности моторных масел.

Качество дизельного топлива определяется как основными параметрами, тик и примесями, а точнее - их содержанием. Как правило, у потребителя нет особого желания (нередко и просто возможности) проверять качество покупаемого дизтоплива, а тем более - тратить деньги на покупку дорогостоящего оборудования для его проверки. По этой причине лучшей гарантией качества дизельного топлива остается его покупка у проверенных поставщиков и на проверенных заправочных станциях.

Вместе с тем не все выпускаемые нефтепродукты отвечают требованиям современной техники. Некоторые из них содержат малоэффективные и недостаточно стабильные присадки и оцениваются методами, которые не полностью характеризуют эксплуатационные свойства продуктов. Применению высококачественных топлив должны предшествовать работы по обеспечению сохранности качества и правильного хранения нефтепродуктов на нефтескладах, а также организации контроля качества поставляемых нефтепродуктов.

Важным этапом в химмотологическом обеспечении является проверка качества и рационального применения горюче-смазочных материалов при эксплуатации техники. Однако примерно 90% нефтебаз и все автозаправочные станции не имеют лабораторий, не проверяют качество принимаемых и отпускаемых нефтепродуктов на соответствие их требованиям стандартов и технических условий. Следовательно, в систему нефтебаза - нефтесклад хозяйства агропромышленного комплекса могут поступать нефтепродукты с отступлением от показателей качества стандартов. Предприятия АПК, а также владельцы автомобилей, не располагая достаточным числом контрольных лабораторий, могут допускать применение нефтепродуктов некондиционных и не рекомендованных к употреблению. Это, как правило, ведет к снижению надежности и долговечности работы техники и повышению потерь нефтепродуктов при ее эксплуатации. Ущерб при этом достигает значительных размеров.

Контроль основного эксплуатационного показателя дизельного топлива и,  как правило, факты использования некондиционных нефтепродуктов в хозяйствах не фиксируются и меры по их устранению применяются недостаточные. В отдельных случаях применение некондиционных нефтепродуктов приводило, если не к выходу двигателей из строя, то существенно сокращало их моторесурс.

Существующие методики и комплекты оборудования для нефтебаз и хозяйств АПК предусматривают контроль качества отдельных показателей дизельного топлива: плотность; содержание механических примесей; содержание воды; вязкость.

Цетановое число не предусмотрено из-за отсутствия мобильных, компактных устройств для его определения.

 За 13 лет начиная,  с 2000 года, Владимирской МИС был проведен мониторинг   предприятий АПК на предмет качества смазочных материалов, поставляемых сельскому хозяйству Владимирской области.

Пробы отбирались на нефтескладах предприятий АПК Владимирской области.

 По результатам обследования из всего количества проанализированных проб, некондиция всех видов ГСМ составила:

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

%

26,6

19,3

42,1

31,1

54,0

39,8

20,0

38,0

28,6

25,7

23,5

15,9

34,6

60,8

Полученные результаты показывают, что на рынок нефтепродуктов продолжает поступать некондиционная продукция смазочных материалов. Это связано с большим поступлением в торговлю продукции выработанной по техническим условиям предприятий. Как правило, технические условия направлены на увеличение выхода продукции в ущерб его качеству или производители не имеют возможности изготовить продукт, соответствующий требованиям ГОСТ по всем показателям.

Исследуемые нефтепродукты некондиционны из года в год в основном по следующим показателям: 

Автобензины

 

Дизельное топливо

 

 

Масла моторные

 

 

 Масла трансмиссионные

 

- по фракционному составу;

 

- по фракционному составу, по массовой доле механических  примесей, вязкости кинематической;

 

- по щелочному числу, массовой доле механических примесей, вязкости кинематической, содержанию воды;

 

- массовой доле механических примесей, вязкости кинематической, содержанию воды

 Анализ отклонений физико-химических показателей от их нормативных значений показывает, что ряд из них связан с нарушениями технологии хранения и транспортировки нефтепродуктов (наличие механических примесей и воды).

Это подтверждается отчётом по мониторингу качества ГСМ поступающих в регион и используемых предприятиями АПК проведенным в 2013году.

Так, из отобранных образцов ГСМ в хозяйстве выявлены несоответствия физико-химических показателей от их нормативных значений по бензину автомобильному неэтилированному марки «Нормаль-80» класс 4 по  внешнему виду и  фракционному составу.

Дизельное топливо ЕВРО сорт С, вид ΙΙΙ по фракционному составу.

Масло трансмиссионное ТАД 17И по  кинематической вязкости.

Масло моторное для автотракторных дизелей  М-10-Г2 (к) по кинематической вязкости, щелочному числу и содержанию механических примесей.

Основными причинами нарушения правил использования  ГСМ в с/х  предприятиях, в частности в ООО «Куриловское СХУ МЭС» является нарушение ГОСТ 1510-84 «Маркировка, упаковка, транспортирование, и хранение», отсутствие достаточного количества  металлических резервуаров для хранения топлива, чаще всего резервуары не подвергаются периодической зачистке, а то и вовсе не чистятся,  ограниченно количество оборудования  для перекачивания разных   марок масел.

В хозяйствах отсутствуют паспорта качества на приобретенные ГСМ.   

Таким образом, мы рекомендуем ответственным за приобретение ГСМ приобретать нефтепродукты у известных поставщиков, торгующих продукцией крупных производителей с обязательным требованием паспорта качества на закупленный нефтепродукт, так как в паспорте качества указывается производитель нефтепродукта, стандарт в соответствии с которым нефтепродукт произведен, марка нефтепродукта, показатели качества и проставляется печать поставщика нефтепродукта.

Так же рекомендуем закупать масла по возможности в фасованном виде.

Основные мероприятия, связанные с выявлением некондиционных нефтепродуктов.

В случае поступления в организацию некондиционного нефтепродукта составляется акт с указанием проверенного количества продукта и характера выявленных нарушений его качества. Получатель в течение суток (24 часа) обязан письменно уведомить поставщика о поступлении некондиционного продукта и вызвать его представителя для участия в проведении оценки качества продукта.

При обнаружении отклонения от качества реализуемого нефтепродукта от требований нормативного документа хотя бы по одному показателю об этом немедленно сообщают руководству организации. Реализация некондиционного нефтепродукта прекращается, и принимаются меры по восстановлению качественных поставок ГСМ.

В случае обнаружения некондиционного нефтепродукта при хранении составляется акт, в котором должны содержаться следующие данные: наименование нефтепродукта (марка, стандарт, технические условия);

-       поставщик нефтепродукта;

-       дата и место отбора проб нефтепродуктов;

-       наименование лаборатории, проводившей анализ проб нефтепродукта, и дата                          проведения анализа;

-       номер и дата выдачи паспорта качества на нефтепродукт;

-       показатели качества, по которым нефтепродукт признан некондиционным, и причины                         выхода его за пределы кондиции;

-       условия, сроки хранения и количество нефтепродукта, признанного некондиционным;

-       заключение паспорта качества;

-       предложение о наиболее целесообразном использовании нефтепродукта;

-       предложения по исключению причин снижающих качество ГСМ при хранении.

При закупке нефтепродуктов у посредников проводить контрольную проверку качества ГСМ по основным показателям в специализированных лабораториях Владимирской области (в т.ч. в испытательной лаборатории нефтепродуктов Владимирской машиноиспытательной станции).

Специалистам, отвечающим за покупку ГСМ и заправщику обратить внимание на ГОСТ 1510-84 «Маркировка, упаковка, транспортирование, и хранение» и руководствоваться им при работе.

По возможности приобрести дополнительно  оборудование для перекачивания разных   марок масел, чтобы не происходило их смешивания.